Написать нам
Личный кабинет
Усть-Каменогорская птицефабрика повышает свою конкурентоспособность в борьбе с импортом
27 июня 2017
Усть-Каменогорская птицефабрика повышает свою конкурентоспособность в борьбе с импортом

В 2015 Усть-Каменогорская птицефабрика вошла в список будущих «лидеров конкурентоспособности» Казахстана. В том году объемы выпуска продукции УКПФ составили 22,9 тыс. тонн, а в 2016 выросли на 2,4 тыс. тонн. Эти показатели, а также объемы производства по мясопереработке обеспечили рост компании на 30% и принесли 14 млрд тенге прибыли в прошлом году. За первые четыре месяца 2017 фабрика выработала 8,3 тыс. тонн готовой продукции, объемы мясопереработки составили 1,8 тыс. тонн.

Сегодня Серик Толукпаев, учредитель управляющей Aitas Group и генеральный директор УКПФ, строит новую птицефабрику в Акмолинской области и развивает направления мясопереработки и растениеводства. Он рассказал Forbes Kazakhstan об этих проектах, а также поделился своей оценкой рынка агросектора.

F: Как продвигается строительство бройлерной птицефабрики в Макинске, открытие которой было запланировано на конец 2017?

– Открытие мы отложили на год и теперь планируем запустить производство в ноябре 2018. Связано это с тем, что в прошлом году случилась большая девальвация, и нам пришлось еще раз пересчитать стоимость инвестиций, особенно их возвратную часть. Мы инвестируем в долларах, потому что в капитале участвует Европейский банк реконструкции и развития, а выручку будем получать в тенге. Следовательно, максимально старались снизить долларовую составляющую. Нам необходимо было искать оптимально дешевое решение, часть строительных работ переводить на местные материалы, чтобы вписаться в ту окупаемость, которую закладывали изначально. По курсу 2015 общая стоимость проекта оценивалась в $150 млн.

F: Сколько вложений требует данный проект, по новым расчетам?

– В целом планируется инвестировать около 37 млрд тенге. В прош­лом году мы вложили 2,5 млрд, в этом году проинвестируем 17 млрд, а на 2018 нужно будет 18 млрд тенге.

Проект включает строительство комбикормового завода стоимостью $10 млн.

F: Первоначально предполагалось, что инвесторами будут ЕБРР и фонд CITIC Kazyna с долей участия в 30%. Какова ситуация на сегодня?

– Так вышло, что китайская и наша стороны в CITIC Kazyna не смогли договориться между собой об интересах в этом проекте и китайцы отказались от участия, что означало уход всего фонда. Теперь вместо CITIC Kazyna в капитал компании вошел Baiterek Venture Fund.

Раньше я действительно планировал участие инвесторов в размере 30%, но мы неплохо генерируем кэш сами, и денег требуется меньше. Мы приняли решение, что 18,5% участия инвесторов в капитале нам будет достаточно для того, чтобы реализовать проект: 12,5% от ЕБРР и 6% – от BVF. Мы уже готовы инвестировать деньги. Государство также планирует вложить в инфраструктуру 5 млрд тенге. Там есть ряд вопросов по тендерам, но, надеюсь, они решатся в этом году.

F: К слову, об отношениях с государством. Получилось ли договориться с правительством по вопросу строительства дорог?

– Ранее, согласно «Дорожной карте бизнеса – 2020», государство обязалось подводить дороги, но в прошлом году было принято решение об отмене финансирования. На текущий момент мы заложили в расходы строительство временных грунтовых дорог, которое обходится достаточно дорого – будет израсходовано порядка 800 млн тенге. Но это все-таки не асфальт и не полноценное покрытие, поэтому данный вопрос остается открытым.

Я понимаю, почему государство отказывается, ведь на строительство дорог требуется около 5 млрд тенге, а это столько же, сколько уходит на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и канализацию в целом. Но дороги являются важными для создания предприятия. Мы все еще надеемся, что найдем с правительством и отраслевым министерством решение этой проблемы.

F: Поговорим о бизнес-перспективах в Макинске. Насколько новая птицефабрика увеличит ваше конкурентное преимущество?

– Основное преимущество – расположение на севере, потому что там достаточно дешевое сырье. Разница между востоком и севером в стоимости пшеницы достигает 10%, а между севером и югом – 15%. Нецелесообразно возить зерно с севера на юг, когда можно доставить продукт переработки в виде мяса, тем более что для производства 1 кг мяса нужно 2 кг зерна. Мы также будем близки к таким крупным агломерациям, как Астана и Караганда, где находится более 1 млн потребителей. Ну и, конечно же, в Макинске будет энергоэффективное современное оборудование, что по планам снизит себестоимость на 5–7% от Усть-Каменогорской фабрики.

F: Как это отразится на объемах продукции?

– По птицефабрике и комбикормовому заводу планируется запуск двух очередей. Первую мы запустим в ноябре 2018, вторую – в 2018–2019. Две очереди будут производить по 25 тыс. тонн, то есть в год мы будем выпускать 50 тыс. тонн продукции. Максимальный объем, который мы можем сейчас произвести на востоке, – 28 тыс. тонн. Понятно, что постоянные затраты снизятся при выпуске большего объема продукции.

F: Повлияет ли запуск нового завода на экспорт в Россию?

– Думаю, что нет. Все-таки наша основная задача – обеспечить импортозамещение. На текущий момент Казахстан завозит порядка 150 тыс. тонн мяса птицы, включая американские окорочка, российскую и белорусскую продукцию в виде замороженной курицы. Новая птицефабрика очень серьезно ужесточит конкуренцию на рынке. Несмотря на участие нашей страны в ЕАЭС, продолжаю считать, что Россия и Казахстан являются антагонистами с точки зрения рынка. Мы – сырьевые, недиверсифицированные государства с очень схожей структурой экономики, поэтому синергия в одной пищевой цепочке невозможна.

F: В управляющую компанию Aitas также входят предприятия по растениеводству и мясопереработке. Насколько высока конкуренция на этих рынках?

– В мясопереработке основные конкуренты – тоже россияне. У них есть мощные производства «Черкизово» и «Микоян». Это крупные игроки, которые сегодня занимают порядка 50% казахстанского рынка. Наша задача – вернуть эти 50% домой. У нас есть понимание и план, как это сделать. За прош­лый год мы произвели 6–7 тыс. тонн колбасных изделий, но на этот год ставим планку в 9 тыс. тонн. В среднесрочной перспективе мы бы хотели выйти на 20–25 тыс. тонн по мясопереработке.

В растениеводстве мы конкурируем с компаниями со всего мира. Если ты можешь производить продукт по мировым ценам, то ты конкурентоспособен. Последние четыре года мы инвестируем в растениеводство в Восточно-Казахстанской области в лице компании Aitas agro, куда привлекли сильный менеджмент из Беларуси. Первые два года были убыточными, последующие – прибыльными. В этом году, думаю, добьемся уже более качественного роста, который позволит нам быстрее развиваться.

Растениеводство хорошо дополняет вертикальную интеграцию в производстве птицы, что даст нам в долгосрочной перспективе преимущество в конкурентной борьбе за счет того, что мы получаем собственные корма по себестоимости. Пока что обеспечиваем ими 25–30%от общей потребности.

F: С чем связано столь масштабное присутствие россиян на нашем рынке продукции мясопереработки?

– Россияне сумели задать своему товару хорошую репутационную планку, но она в основном маркетинговая. Их продукция не отличается особым качеством, а успех достигается больше за счет яркой упаковки и красивой витрины. Еще многое предстоит сделать, чтобы добиться явного преимущества казахстанской продукции. Сейчас нашим производителям важно найти правильные «месседжи» для потребителей и обратить их внимание на казахстанскую продукцию, отличающуюся качеством и хорошим брендингом. Пока отечественные компании не могут похвастать сильным маркетингом, особенно в агросекторе. У меня был опыт работы в FMCG, и это стало моей сильной стороной. Поначалу, возможно, мы были недостаточно опытны в производстве, зато сильны в маркетинге и этим отличались от других компаний агросектора.

F: Как вы оцениваете общее состояние агросектора в стране на сегодняшний день?

– Если сравнивать с нашими основными конкурентами Россией и Беларусью, мы отстаем примерно на пять – восемь лет, а от Украины и вовсе на восемь – десять. Если говорить в целом по миру, то, конечно, наше отставание куда более серьезно. Связано это с тем, что агросектор предполагает ежедневный тяжелый труд, работу с навозом в грязи и слякоти и не является привлекательным для молодых специалистов в возрасте от 20 до 40 лет. Люди привыкли жить за счет «сырьевых» денег. Мы в основном привлекаем кадры из России, Украины и Беларуси. В этих странах отрасль больше развита за счет того, что они исторически ближе к земле. Но мы постепенно начинаем формировать местные кадры, к примеру, сейчас происходит отток специалистов в агросектор из других производств. Однако это вопрос не одного года.

F: Помимо строительства птицефабрики над чем сейчас работает компания?

– Работаем над созданием адаптивной компании, для того чтобы ее структура соответствовала изменениям, происходящим в мире бизнеса. Мы видим возможности роста с помощью развития корпоративной культуры. Философия компании сегодня – развить таланты и сделать служение обществу целью для бизнеса. Рынок меняется, и мы адаптируемся под его требования.

 

Автор: Айша Еркебулан, журналист Forbes Kazakhstan

Фото: Сергей Батурин

 

Интервью в Forbes Казахстан